Вы приговариваетесь к 11 годам школьного режима!

Вы приговариваетесь к 11 годам школьного режима!

В 21 веке детей пытаются подготовить к взрослой жизни старыми методами. Это отталкивает многих людей, которые перестали видеть смысл в современной (как её принято называть), но при этом устаревшей системе образования. Парадокс!

Раньше ребёнку говорили: «Если ты будешь хорошо учиться в школе, то ты поступишь в ВУЗ, получишь диплом и обязательно найдешь работу по специальности». Наши дети больше в эту сказку не верят и правильно делают. С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не дает никаких гарантий.

Первые тревожные мысли о дальнейшем будущем возникают у школьников с появлением первых «серьёзных» экзаменов, которые проверяют только 3 основных навыка: писать, считать и читать. При этом, не уделяется должное внимание развитию критического и творческого мышления, тайм-менеджмента и всего остального, что пригождается в любой профессии.

Проблема в том, что существующая система образования разрабатывалась для другой эпохи в экономических условиях промышленной революции, где в отсутствии как такового образования было необходимо внедрение «конвейерной» общедоступной системы, которая обучит чтению и письму.

Дети до сих пор обучаются партиями и разделяются на группы по возрасту. В рамках 19 века такой подход действительно решал проблему всеобщей необразованности. Однако, прошло 200 лет и сейчас мы имеем больше возможностей для более эффективного времяпровождения и обучения.

В 21 веке мы можем позволить себе разностороннее образование и учёт особенностей каждого человека. Одной группе детей проще даются точные науки, другой - гуманитарные. Конечно, изучать математику и русский надо всем, однако необходимо делать упор на сильные стороны и больше уделять внимания интересам самих учеников.

Благодаря технологиям и пандемии 2020 года, люди приспособились к взаимодействию в режиме онлайн. Формат дистанционного обучения и онлайн-тренинги дают возможность экономить время и проходить уроки в любое время суток, кому-то проще обучаться утром, кому-то - вечером.

Вопрос планирования и самодисциплины? Когда человек увлечён чем-либо, он всегда найдет способ заниматься интересной для себя деятельностью. Интерес и любопытство являются ключевыми составляющими эффективного обучения.

От устаревшей образовательной машины мы переняли принцип единообразия, в основу которого легла проверка знаний с помощью тестирования. В текущей системе ребёнок может закончить школу с низкими оценками и все равно поступить в ВУЗ. Необходимо лишь выбрать нужные предметы по ЕГЭ и до дыр зазубрить ответы. При высоких баллах за итоговые тесты вся оценочная история 11-летней школьной жизни уже будет не нужна. Получается, что школа является затяжным подготовительным этапом поступления в ВУЗ. После чего ещё четыре года однообразной канцелярской работы. В итоге 15 лет ожидания успеха после образовательного конвейера.


Как же улучшить систему образования?

Ответ кроется в понимании изначальной природы человека и реализации его ключевых интеллектуальных потребностей – в исследовании окружающего мира и в постоянном развитии. Человеку дан разум - это его главный актив, который необходимо всегда поддерживать в тонусе с помощью интеллектуального труда.

Учитывая фундаментальную природу человека и победу над всеобщей безграмотностью, мы должны продолжить эволюционный путь, сменив конвейерную систему, которая сейчас уже не отвечает потребностям современного человека, на индивидуальный подход, главной идеей которого является раскрытие внутреннего потенциала каждого ребёнка, что в свою очередь приведёт к новым открытиям.

В эпоху технологического прогресса и доступа в интернет из любой точки мира, люди чуть ли не с рождения приобретают отличительные интеллектуальные признаки, которые теперь необходимо учитывать при их развитии. Процесс обучения должен охватывать как можно больше практических сфер деятельности, и у ребенка всегда должен быть выбор каким предметам уделять больше внимания.

Если ребёнок часами сидит на одном месте и выполняет однообразные действия, решает скучные задачи и заучивает наизусть то, чего не понимает, то его продуктивность падает до нуля. Стоит ли удивляться, что он начинает ёрзать на стуле и каждые пять минут поглядывать на часы?

Если мы сменим подход «Количество», где нужно было дать общее образование как можно большему числу людей, на подход «Качество», то помимо естественных наук мы начнём вкладывать в образование наших детей пособие по жизни, которое даст осознанность при выборе своего будущего. То есть, мы начнем затрагивать совершенно новые аспекты жизни и развивать у детей навыки, которые гарантированно пригодятся в любой профессии в современном мире.

Система личностного роста складывается из развития критического и творческого мышления, техник тайм-менеджмента, коммуникабельности и профориентации. Внедрив все эти направления в образовательную систему, мы получим мотивированных к обучению детей, которые смогут найти свой путь и реализовать себя в жизни.

Важную роль в эффективном обучении играет учитель.

Учитель – это носитель определённой информации и знаний о мире. Человек, который должен разжечь искру любопытства у ребенка, а это двигатель всех мировых открытий. Учитель увлекает своим предметом и через него объясняет как устроен мир. Главная миссия учителя – это научить учиться и сохранить природную тягу к исследованиям. Он помогает выявить сильные стороны ученика и направляет его на образовательном пути.

Учитель всегда поощряет деятельность ученика и при необходимости использует только конструктивную критику, которая может помочь достигнуть лучшего результата в будущем. Он развеивает страх допустить ошибку. Ведь ошибки - это залог развития. Чем больше их совершит ученик на начальном пути, сделав при этом правильные выводы, тем быстрее он станет успешным в будущем.

Допуская ошибки, мы получаем определённую информацию, которая нас прокачивает. Каждый, кто достиг успеха в своей профессиональной деятельности, подтверждает эти слова - ошибки - часть обучения, главное – осознавать их и вовремя исправлять.

В клубе «Школа Жизни» мы учим ребят не бояться ошибок, делаем упор на индивидуальный подход и разбираем запрос каждого конкретного участника. Мы уделяем всё внимание тем навыкам, которые полезны для всех, вне зависимости от сферы деятельности.


Артём Бабасюк - автор и спикер клуба «Школа жизни»
Made on
Tilda